Претензионный порядок урегулирование договорных споров

0
55

Претензионный порядок урегулирование договорных споров

К сожалению, слишком часто в наше время стали встречаться ситуации, когда одна из сторон сделки не выполняет свои обязательства (или выполняет их ненадлежащим образом). Если договориться не получается, то единственным выходом из сложившейся ситуации видится обращение в суд. Однако это не так. В некоторых случаях продуктивным может стать другой вариант урегулирования споров по договорам – претензионный.

По общему правилу претензионный порядок урегулирования споров не является обязательным, а применяется сторонами добровольно. Однако при заключении договора стороны могут предусмотреть, что все споры по этому договору, которые могут возникнуть в будущем, будут разрешаться сторонами путем переговоров. В таком случае, ни одна из сторон сделки не может обратиться в суд, если предварительно не обратится к другой стороне с письменной претензией.

Претензионная процедура по урегулированию споров начинается с направления одной из сторон претензионного письма другой стороне. Данный документ направляется второй стороне (будем называть его должником) по юридическому адресу (если это организация), либо по месту жительства (если должником является физическое лицо). Фактом соблюдения данного порядка (который может понадобиться, если дело все-таки дойдет до суда), является либо ответ должника на претензионное письмо, либо почтовая квитанция об отправке такого письма. Последний документ необходим в случае, если ответа не последует, либо он будет направлен с нарушением сроков. Ответ на претензию должен быть дан в срок, указанный в претензии, если иное не установлено договором или другим соглашением.

Направление претензии по электронной почте не будет иметь юридической силы, если только ранее в договоре не указывалось, что таким способом возможно предъявление претензии, тогда такой способ будет считаться законным и обоснованным. Иначе впоследствии суд (арбитраж или суд общей юрисдикции) может оставить иск без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного порядка рассмотрения спора.

Претензионное письмо составляется в письменной форме, с соблюдением требований, установленных законом. Так, в письме должны содержаться сведения о лице, предъявляющем претензию, и сведения о лице, в отношении которого она направляется.

Также должны содержаться данные о предмете претензии (то есть о том, по поводу чего возник спор), основания для ее предъявления и доказательства, подтверждающие данные основания. В заключительной части претензии кредитор должен указать требования, предъявляемые к должнику. Также интересным и во многом действенным ходом является приложение к претензии текста искового заявления. Это может навести должника на правильные мысли.

В случае если ответа на претензию не поступило, либо она поступила с нарушением сроков, кредитор имеет право в суд с исковым заявлением. Однако есть шанс, что должник исполнит требование в добровольном порядке и избежит таким образом судебных расходов (и своих и чужих). Считаем, что этот шанс обязательно нужно использовать.