ЖУРНАЛ JV-journal

Антиколлекторы – отстаивание прав должника.

В противовес коллекторским агентствам, которых сегодня расплодилось чересчур много, появились антиколлекторы - юридические конторы, отстаивающие интересы должника . Для многих их деятельность остается загадкой. Зачем они нужны, в самом деле? Вроде бы всем все понятно: сумму долга требуется вернуть. а того, кто взял товар или деньги и отказывается платить, внести в черные списки и никогда не заключать сделки с ненадежной компанией. Но на деле все не так-то просто. Банки и фирмы, которые оказываются в роли кредиторов, с самого начала не всегда честны перед клиентами и порой умалчивают о "скрытых" пунктах в документах - грабительских штрафных санкциях. Закамуфлированный подвох может не проявиться вовсе, если организация погашает все долги вовремя. Но если возникает просрочка платежа, именно эти подводные камни договоров мешают заплатить по счетам даже тем, кто желает это сделать. Антиколлекторам приходится выступать в роли миротворцев, способных законным и устраивающим всех способом урегулировать конфликт. Они помогают обеим сторонам выйти из сложившейся ситуации с минимальными финансовыми потерями. "Главная задача антиколлекторов - создать условия для диалога, пересмотра договора и начисленных штрафов, реструктуризовать сумму . о которой идет речь, таким образом, чтобы должник действительно смог ее оплатить, - говорит юрисконсульт Консалтингово-юридического центра VIP Consultant Group Дмитрий Кононенко. - Мы никогда не даем советов не платить. Но к моменту обращения к нам долг обрастает таким количеством штрафов и пеней, что для начала нужно заново выстроить схему оплаты, иначе должник рискует потратить деньги впустую". Кроме того, кредитор и должник теряют всякую способность к диалогу, оперируя исключительно документами, на которых и основывается проблема, но не ее решение.
Психологическая помощь.
Очень часто работа антиколлекторов начинается с психологической защиты клиентов. "Должники приходят запуганные своими кредиторами и сотрудниками коллекторских агентств, потому что самым продуктивным способом возврата денег считается именно психологическое давление на неплательщика. Даже если речь идет не о физических лицах, а о руководителях организаций, у них тоже есть семьи и родные. "Обработка клиента" часто проводится по всем каналам связи. Когда идут звонки на мобильный, домашний, рабочий, забрасывают письмами на электронную почту и в ящик у квартиры, человек чувствует себя под пристальным вниманием, и у многих начинают сдавать нервы. Коллекторы практикуют ночные звонки. Такие способы работы выводят людей из равновесия. Современные сотрудники "по выбиванию долгов" никого не калечат, не поджидают за углом, не бьют, но результат тот же. Довольно много существует примеров, когда люди, доведенные до отчаяния, кончали жизнь самоубийством. Поэтому часто, до того как начать настоящую работу, приходится оказывать психологическую помощь. И убеждать, что такому давлению можно противопоставить нашу защиту и закон", - рассказывает Дмитрий Кононенко. Порой даже эта начальная стадия становится отдельным этапом в процессе работы с должником. Если на коллекторов не действуют указания на их незаконные действия, в ход идут правовые механизмы. Имеется очень тонкая грань между тем, что дозволено кредитору или коллектору, и тем, что делать категорически противозаконно. Напоминать о долге не запрещено, но угрозы, ночные звонки и встречи у подъезда могут легко квалифицироваться как вымогательство. С помощью записи телефонных разговоров несложно представить в милицию доказательства давления на клиента вместе с заявлением о возбуждении уголовного дела. Также можно указать на то, что кредитор не имеет права передавать конфиденциальную информацию о своем клиенте третьим лицам. Тем не менее коллекторы бывают очень хорошо осведомлены о должниках, и эту информацию они, конечно же, получают от заказчика услуг. Кроме того, коллекторы часто вводят в заблуждение сотрудников организаций, представляясь частными, или альтернативными, судебными приставами. Слово "альтернативный" должники из виду могут и упустить - и вот уже они не на шутку напуганы тем, что ими занялась государственная структура. А это уже совсем другое дело! Приставы имеют право описать имущество, изъять его. Способов усмирить зарвавшихся сотрудников, которые пытаются добиться возврата денег методами психологического давления, достаточно много. Неуместно перегибать палку в этом деле, потому что с этими-то людьми коллекторам и придется договариваться о возврате долга.
Прощупать потенциального клиента.
Коллекторские агентства старательно выбирают своих клиентов, изучают документы, подтверждающие законность долга, проверяют платежеспособность организаций. Не менее серьезно к своей работе относятся и антиколлекторы. Только кроме оценки договоров, финансового состояния заказчика услуг, им предстоит оценить, не мошенник ли их клиент. Негативное отношение к этому виду юридических услуг основано на том, что наряду с людьми которые в силу объективных причин не могут в данный момент оплачивать кредит, которые защищают интересы потенциальных преступников. Вычислить их среди клиентов помогают проверки деятельности заказчика, изучение отношений с контрагентами, партнерами. В ход идут и психологические навыки, но многие мошенники даже не скрывают своих мотивов, полагая, что раз они платят деньги, то юрист будет на их стороне.
Примечание. Негативное отношение к этому виду юридических услуг основано на том, что есть антиколлекторы, которые наряду с добросовестными компаниями, попавшими в сложное финансовое положение, защищают интересы потенциальных преступников.
Однако для антиколлекторских агентств не в последнюю очередь важно сохранить деловую репутацию, потому что к мнению сотрудников фирмы, работающей незаконными методами, серьезные кредиторы прислушиваться не станут. Следовательно, и шансы урегулировать конфликт мирным путем у агентства значительно поуменьшатся. Что касается мошенников, эти тоже всегда могут найти себе исполнителя-антиколлектора по душе. Только заниматься он будет не законным уменьшением долга, а переоформлением собственности на третьих лиц. Этот нехитрый способ лучше всего защищает преступников от посягательств кредиторов.
Разговор до договора.
Миссия антиколлекторов заключается не в том, чтобы скрыть должника от кредитора. Ни один уважающий себя антиколлектор не предложит своему клиенту такую схему работы. "Напротив, мы всегда говорим, что ни в коем случае нельзя скрываться от кредитора, кем бы он ни был. Потому что, если должник исчезает из поля зрения, перестает отвечать на звонки и электронные письма, это усиливает давление, заставляет применять штрафные санкции. Поэтому лучшим способом является продолжение диалога", - говорит руководитель Консалтингово-юридического центра VIP Consultant Group Надежда Рузавина. Обе стороны отношений заинтересованы в том, чтобы договориться о взаимовыгодном продолжении сотрудничества, причем кредитору это необходимо даже в большей степени, чем должнику. Выйти на диалог получается практически всегда, другое дело - какие условия удастся при этом установить. Во многих случаях проблема невозврата долгов связана с условиями, прописанными в тех документах, которые подписали стороны. К антиколлекторам обращаются именно те клиенты, которые готовы платить по счетам, но не могут самостоятельно убедить кредитора в необходимости пересмотреть условия или остановить грабительский рост штрафов. В особенности это относится к кредитным организациям. Так, в договорах по займам фиксированные ставки действуют только при своевременной оплате. Если же компания или конкретный человек не платит один-два месяца, кредит "переключается" на повышенные процентные ставки, начисляются штрафы, и сумма с каждым днем увеличивается в геометрической прогрессии. "Нам часто приходится работать с долгами, в которых основная сумма составляет, к примеру, 30 тыс. руб. а за счет штрафов она выросла до 300 тыс. Платить такой долг уже не имеет смысла. Все его платежи заносятся в счет штрафов, не уменьшая основную сумму", - говорит Дмитрий Кононенко. Антиколлекторы советуют начинать распутывать этот узел как можно раньше, когда должник только начинает понимать, что не сможет вернуть деньги. На этом этапе помощь юриста более действенна: он может ходатайствовать об изменении схемы оплаты, условий. Кредитор легче пойдет на пересмотр условий возврата денег, пока должник не превратился в злейшего врага. Немалое количество долгов связано с пунктами договоров, нарушающих закон. В них заложены условия, которые не позволяют выбраться из долгов, а просрочки платежей приводят к тому, что штрафные санкции нарастают будто снежный ком. Что характерно - кредитные организации крайне редко обращаются в суд, желая вернуть деньги, потому что понимают: начисленные ими штрафы будут признаны неправомерными. Закон в этом случае находится на стороне должника: доначисления не могут быть больше основного долга. Главным образом, антиколлекторы используют в своей деятельности ст. 333 "Уменьшение неустойки" Гражданского кодекса РФ. Она запрещает начислять чрезмерно большие проценты по штрафным санкциям за просрочку платежей. В противовес банкам, которые легко продают свои долги, коммерческие организации, оказавшиеся в роли кредитора, пока не так часто пользуются услугами коллекторских агентств и пытаются решить вопрос собственными силами. Из-за личной заинтересованности это часто приводит к грубым методам давления и нежеланию отступать от пунктов договора. Пожалуй, это самый сложный для антиколлектора случай. Фирмы, в отличие от банков, не закладывают риски невозврата, и каждая дебиторская задолженность - серьезные потери для организации. При работе с такими кредиторами основная задача антиколлекторов состоит в том, чтобы убедить их дать должнику рассрочку, а не требовать деньги сегодня.
Игра по щадящим правилам.
Антиколлекторы ставят своей целью посадить всех участников спора за стол переговоров. Если в документах, которыми располагает клиент, обнаружатся нарушения закона, то с помощью этого рычага можно снизить сумму, которую требует кредитор, или добиться этого в судебном порядке. После пересмотра штрафов и пени, незаконно начисленных денег, начинается работа по созданию новой схемы погашения задолженности. Она формируется с помощью реструктуризации долга, предоставления отсрочек или даже погашения части суммы с помощью дополнительного кредита. "Всеми этими инструментами следует пользоваться очень осторожно, чтобы добиться ежемесячного платежа, который должник действительно сможет выплатить. Кроме того, погашение части задолженности с помощью займа - рискованный метод. Есть много организаций и физических лиц, которые утонули в долгах окончательно, постоянно перекрывая их новыми кредитами. Поэтому этот механизм требует тщательного расчета", - считает Надежда Рузавина.
Примечание. После пересмотра условий договора начинается работа по созданию новой схемы погашения задолженности. Она формируется с помощью реструктуризации долга, предоставления отсрочек или даже погашения части суммы с помощью дополнительного кредита.
С долгов оплачено.
Что можно взять с того, кто и так не способен рассчитаться с долгами? Антиколлекторы учитывают свои доходы с сумм экономии. Их гонорар обычно исчисляется в зависимости от размера долга, который юристам удалось отстоять в судебном порядке, или от той суммы, в отношении которой удалось договориться с кредитором, чтобы ее простили. Причем антиколлекторам причитаются не все "отвоеванные" деньги, а только их часть. К примеру, сумма долга была 20 тыс. а пени и штрафы - 200 тыс. и их удалось признать незаконными. При этом фирма-защитник возьмет в качестве "своего процента" не меньше суммы основного долга. Из этого следует, что вместе со всеми расходами посреднику за услуги по реструктуризации долга клиент-должник все равно остается в выигрыше. Не говоря уже о том, что знающие свое дело юристы способны восстановить пострадавшую репутацию организации-должника и спокойный сон ее руководителя, которому не придется просыпаться среди ночи от нежелательных телефонных звонков.

Рубрики: СТАТЬИ ЮРИСТОВ

Leave A Reply

Your email address will not be published.