ЖУРНАЛ JV-journal

Бизнес планирование проекта

Общие вопросы организации планирования в условиях рыночной экономики. Поэтому основное внимание в ней сосредоточено на вопросах структуры планирования, его видах и типах

Вопреки расхожему мнению, рыночная экономика вовсе не исключает того, что субъекты рынка (предприятия) планируют свою деятельность на всех стадиях производства и реализации результатов этой самой деятельности. Однако в рыночной экономике такое планирование не связано с государственными программами и обладает всеми признаками самостоятельности и независимости, благодаря чему и получило название «бизнес планирование».

Практика развитых стран неукоснительно свидетельствует в пользу того, что чем крупнее предприятие, чем большие объемы ресурсов используются им в производственном процессе, тем выше должен быть уровень планирования. Сегодня от уровней бизнес планирования напрямую зависит конкурентоспособность не только крупнейших транснациональных корпораций, но и малых предприятий, чья деятельность ограничена небольшими региональными рынками.

Еще одной специфической чертой бизнес планирования является система показателей, используемых предприятиями для позиционирования на рынке. Здесь во главу угла поставлена прибыль. Ее увеличение в долгосрочном периоде рассматривается в качестве важнейшего и связующего элемента всех частей плана предприятия.

Эта трудная задача, особенно, если учесть остроту конкуренции на современных рынках. Вероятно, благодаря этому не иссякает поток работ по бизнес планированию проекта, которые уже давно образовали самостоятельный «жанр» в экономической литературе, со свойственным ему акцентом на отдельных сторонах планирования (предварительном анализе рынка, рекламе продукции, завоевании лидерства на рынке и т.п. вопросах).

Благодаря этому само бизнес планирование оказалось прочно интегрированным с рядом наук, выводы которых оно активно использует. Это, прежде всего, маркетинг, менеджмент, теория организации производства и ряд других отраслей знания о бизнес процессах. Однако, несмотря на очевидную связь с ними, бизнес планирование обладает своей очевидной спецификой, которая находит свое проявление в структуре процесса планирования процессов производства и сбыта продукции, учета и движения ресурсов предприятия, обслуживающих его производственный цикл.

В этой связи, прежде всего, следует обратить внимание на технико-экономическое планирование, на которое возлагается согласование экономических показателей развития предприятия с его технико-технологической базой. На практике это всегда принимает вид учета сложной системы показателей двух различных сфер производственной деятельности – технической, непосредственно связанной с использованием технологий, в наибольшей степени отвечающих потребностям рынка и экономической, определяющей возможность для предприятия располагать такими технологиями.

Здесь «включается» целая система вспомогательных показателей, призванных обосновать целесообразность применения тех или иных технологических решений в контексте различных временных интервалов производственного цикла предприятия – от краткосрочного (обычно, не превышающего одного год) до долгосрочного.

В свою очередь, учет фактора времени служит важным связующим звеном между технико-экономическим планированием и оперативно-производственным планированием. Последнее связано с формированием производственных заданий отдельным подразделениям предприятия, установлению связи между ними в определенном промежутке времени. Эта связь «пронизывает» всю организационную вертикаль предприятия, соединяя единой системой показателей все его организационные составляющие – начиная от цехов и заканчивая отдельными рабочими местами.

В зависимости от критериев, используемых для классификации планирования на предприятиях, выделяют его виды. При этом чаще всего за основу такой классификации принимаются особенности уровня планирования, методы обоснования планов, особенности их содержания и сферы применения, период реализации.

Особого внимания заслуживает планирование социально-трудовой, инвестиционной и снабженческо-сбытовой сфер предприятия. Разумеется, формирование планов по развитию этих сфер должно быть согласовано с основными целями все того же бизнес-планирования и организационно-технологического планирования.

Важной частью бизнес планирования является управление предприятием, на которое возлагается функция по реализации планов его развития. Обладая определенной структурой, такое управление может быть представлено в виде взаимосвязанных элементов управленческой вертикали, объединяющей ее различные уровни на предприятии. В этом смысле следует выделять корпоративное, заводское и цеховое управление. В принципе, такая классификация может быть продолжена с учетом того, что цеха, нередко, имеют свои собственные структурные подразделения (например, участки), также требующие управления производственным процессом.

В последнее время широкое распространение получила практика выделения отдельных структурных подразделений предприятий в качестве самостоятельных субъектов, пользующихся широкой организационной и финансово-экономической свободой при составлении собственных планов. Как правило, обретение таких свобод является результатом реструктуризации крупных предприятий. Для таких субъектов рынка проблема как написать бизнес план часто оказывается сложно разрешимой проблемой, требующей помощи сторонних специалистов.

Следует признать, что планирование сегодня является динамично развивающейся отраслью теории и хозяйственной практики, постоянно провоцирующей структурное разнообразие планов субъектов рыночной экономики. Опыт экономически развитых стран свидетельствует в пользу того, что движение в этом направлении повышает эффективность производственной деятельности и конкурентоспособность предприятий.

Рубрики: Закон и право

Leave A Reply

Your email address will not be published.