ЖУРНАЛ JV-journal

Финансы, Органы управления финансами

Органы управления финансами

Государственные органы управления на Руси начали создаваться в период правления ИванаIII (1462–1505 гг.). Ими стали приказы – органы центрального управления в России XVI – начала XVIII в. (приказная форма управления).

К числу финансовых приказов общегосударственной компетенции относились: приказ Большого прихода (ведал сбором таможенных доходов); приказ Новой четверти (осуществлял кабацкие сборы с Москвы и южных городов); приказ Большой казны (ведал государственным хозяйством, в том числе казенной промышленностью, торговлей, а также Денежным двором, где производилась чеканка монет).

Приказами с областной компетенцией являлись четверти. Они занимались сбором налогов с определенной территории. Четвертей было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. Кроме того, были приказ Казанского дворца (управлял Казанью, а также городами и уездами, расположенными на Средней и Нижней Волге); Сибирский приказ (осуществлял управление финансами Сибири); Земский приказ (управлял Москвой и осуществлял сбор налогов с ее населения).

В период царствования ПетраI (1682–1725 гг.) стала вводиться коллегиальная форма управления. Коллегии учреждены Петром I в 1717–1721 гг. Вместо всей массы приказов созданы 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия и др. Три из 12 коллегий имели финансовый характер: Камер-коллегия – ведала денежными доходами; Штатс-коллегия – управляла расходами государства; Ревизион-коллегия – осуществляла контрольные функции.

При АлександреI (1801 –1825 гг.), с учреждением в 1802 г. министерств (министерская форма управления) управление финансами стали осуществлять: Министерство финансов (создано в 1802 г.) – управляло источниками доходов; Государственное казначейство (учреждено в 1796 г.) – ведало движением денежных сумм; Государственный контроль – осуществлял проверку счетов.

Постепенно функции Государственного казначейства стали передаваться Министерству финансов и банковской системе. Казначейство прекратило свое существование в 1926 г. и заново возрождено в 1993 г.

В СССР Министерство финансов являлось органом централизованного управления всеми финансами страны.

В зарубежных странах общее управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти и управления, представленные в табл. 3.1.

Органы управления финансами

В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. В аппарате Правительства РФ имеется:

Департамент государственных финансов, который курирует вопросы бюджетной и налоговой политики, бюджет расширенного правительства, а также отвечает в целом за сбалансированность бюджетной политики;

Департамент финансовых рынков и имущественных отношений – курирует вопросы финансового посредничества, страхования, негосударственные пенсионные фонды, банковское дело, рынок ценных бумаг.

На общегосударственном уровне к органам управления финансами относятся: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Минфин России; Министерство РФ по налогам и сборам; Министерство имущественных отношений РФ; Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству; Комитет РФ по финансовому мониторингу.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; определение эффективности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; регулярное предоставление информации Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Министерство финансов РФ (Минфин России). Главной задачей Минфина России является проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координация деятельности в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены также задачи по: совершенствованию бюджетной системы, развитию бюджетного федерализма; концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях; обеспечению исполнения федерального бюджета, составлению отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджетов; управлению государственным внутренним и внешним долгом; разработке единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осуществлению государственного финансового контроля; обеспечению методологического руководства бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом.

Основными подразделениями Министерства финансов являются управления и департаменты: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирования госаппарата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; международных финансовых организаций; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного финансового контроля и аудита; методологии бухучета и отчетности; Главное управление федерального казначейства.

Главными задачами органов Федерального казначейства являются: организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ; управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы РФ.

Главное управление федерального казначейства Минфина России (ГУФК). Возглавляет данное управление заместитель министра финансов – начальник Главного управления. В составе ГУФК созданы отделы, в названиях которых выражены возложенные на них функции: отдел платежей; отдел учета операций государственного долга; отдел анализа исполнения федерального бюджета; контрольно-инспекторский отдел и др.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущества России) является федеральным органом по управлению государственным имуществом. В соответствии с возложенными на него задачами Минимущество России: контролирует поступления в федеральный бюджет средств от приватизации и использования имущества, отнесенного к федеральной собственности; принимает участие в разработке и реализации мероприятий по поддержке реконструкции приватизированных предприятий за счет средств федерального бюджета; назначает и проводит документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации); принимает решение о проведении аудиторских проверок унитарных предприятий, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг; назначает аудиторские проверки деятельности юридических лиц в части контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов федеральной собственности; является держателем принадлежащих РФ акций (вкладов, долей), закрепленных в федеральной собственности.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Централизованная система налоговых органов включает МНС России, а также территориальные органы МНС России: управления МНС России по субъектам РФ; межрегиональные инспекции; инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления; инспекции межрайонного уровня.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам ГТК России относятся: проведение налоговых проверок по налогам, а также проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами; приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства; взимание недоимок по налогам, сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В систему таможенных органов входят ГТК России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Таможенные органы отнесены к числу правоохранительных органов и к государственным военизированным организациям.

Таможенные органы наделены многочисленными функциями, которые можно условно объединить в следующие группы:

• деятельность в сфере таможенной политики РФ: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, организационного и экономического механизмов реализации таможенной политики и т.д.;

• деятельность по руководству таможенными органами; взиманию таможенных платежей; таможенному контролю; валютному контролю; таможенной статистике; кадровому обеспечению таможенного дела; развитию материально-технической базы таможенных органов; информированию и консультированию в сфере применения таможенного законодательства;

• участие в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций. Так, в частности, ФСФО России: осуществляет от имени Российской Федерации процессуальные права при рассмотрении судами дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве); проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций; назначает проведение аудиторских проверок. ФСФО России осуществляет функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.

Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) принимает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ России подотчетен Минфину России и ежегодно представляет в Министерство отчет, а в Правительство РФ – доклад о своей деятельности и мерах, принятых для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. КФМ России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Органы управления финансами организации устанавливаются ее руководством и строгой организационной структуры не имеют. Это может быть финансовая дирекция, финансовое управление, финансовый отдел, финансовая служба. Если организация очень крупная, то создаются финансовые дирекции. Схема работы предполагает объединение в финансовые дирекции всех экономических служб: финансовый отдел, бухгалтерия, экономический анализ и пр. Вся структура функционирует под эгидой финансовых отделов. Их роль преобладающая.

На финансовые органы возлагается осуществление:

• во-первых, традиционных финансовых задач, связанных с разработкой перспективных и текущих финансовых планов; доведением утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия; анализом финансово-хозяйственной деятельности; осуществлением контроля за выполнением финансовых планов и целевым использованием денежных средств; обеспечением ведения учета и составлением отчетности о результатах финансовой деятельности;

• во-вторых, организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные выше задачи и содержит качественно новые. Финансовый менеджмент – организация управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов и получения максимальной прибыли. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами, которая позволяет привлекать финансовые ресурсы на самых выгодных финансовых условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения финансовых работников, при котором главным становится инициатива, поиск нетрадиционных, альтернативных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка. Для бюджетных учреждений велика роль финансовых управлений министерств и ведомств, которые распределяют средства федерального бюджета между подведомственными организациями. Кроме того, министерства и ведомства осуществляют контроль за эффективным использованием бюджетных средств. В каждом федеральном министерстве (ведомстве) имеются финансовые органы (департаменты, управления), занимающиеся управлением финансами в данном министерстве (финансовым планированием, финансовым контролем). Для бюджетных организаций социально-культурной сферы, финансируемых из территориальных и местных бюджетов, управление осуществляют отраслевые отделы территориальных органов исполнительной власти (например, Департамент образования Москвы). Если бюджетная организация выделена на самостоятельный баланс, имеет свой счет, то решение финансовых вопросов возложено на бухгалтерию.

Частью общего управления финансами является автоматизированная система управления (АСУ). Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост финансовой информации. В этих условиях компетентное управление финансами невозможно без информационного обслуживания на основе автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР) и управления финансами (АСУФ). Переработка информации на основе электронных вычислительных систем обеспечивает своевременное и быстрое получение результатов, способствует более эффективному функционированию финансов.

АСУ финансами включает три элемента: экономико-математические методы; программное обеспечение; электронно-вычислительную технику, оргтехнику и современные средства связи.

В управлении государственными финансами используется АСФР, в частности в системе Минфина России, что повышает эффективность управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, способствует проведению многовариантных расчетов финансовых планов и лучшему их согласованию между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и др.

Автоматизация финансовых расчетов постепенно внедряется в работу низовых звеньев финансовых органов – районных и городских финансовых департаментов, управлений и отделов, а также финансовых органов коммерческих организаций. Основным направлением деятельности в этой области является создание автоматизированных рабочих мест (АРМ). Наиболее оборудованными являются автоматизированные рабочие места бюджетного работника (по составлению и исполнению бюджета), работника федерального казначейства, налогового инспектора, финансового менеджера коммерческого предприятия, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Рубрики: Общая категория

Leave A Reply

Your email address will not be published.