Интерпретация личностных отличий.

Это упражнение позволяет продемонстрировать, насколько значимо для деловой практики выявление различных управленческих стилей и адаптация к ним Применение упражнения целесообразно при оказании консультаций по менеджменту.

Необходимое время 45 минут
Необходимые материалы
• форма А (личностная характеристика),
• 4 листа большого формата и 4 маркера

Процедура

1. Раздайте тесты, с помощью которых оцениваются личностные особенности (форма А), и попросите участников следовать инструкциям по их заполнению. Убедитесь, что тесты заполняются правильно, при необходимости окажите помощь при подсчете результатов
2. Далее сформируйте из присутствующих группы по четырем категориям стиля прямой, убедительный, логичный, вдумчивый. Объясните присутствующим особенности, присущие каждому из этих стилей.
3. Выдайте каждой группе по большому листу и маркеру; попросите перечислить те качества инструктора но вождению автотранспортом, которые им кажутся наиболее существенными, и какой процесс обучения вождению с ручной коробкой передач им больше всего бы подошел. При этом поясните, что если кто-либо ужо умеет водить автомобиль с ручной коробкой передач, то не следует вспоминать о собственном опыте обучения, поскольку этот опыт может быть неудовлетворительным.
4. Попросите каждую группу показать подготовленные списки. Попросите участников сравнить результаты, отметив как ключевые отличия, так и совпадения.
5. Вероятнее всего, результаты будут следующими:

• прямые подготовят короткий, содержательный перечень, в котором основной акцент будет сделан на фактические действия;
• убедительные подготовят несколько более пространный список, который, скорее всего, будет менее последовательным и рациональным. Основной акцент будет сделан на том, что инструктор должен относится к ученику с симпатией, мягко и дружелюбно; в данном случае подчеркивается социальный аспект процесса обучения;
• логичные: высказанные пожелания будут скорее напоминать четкую, последовательную инструкцию по проведению учебного процесса, их интересуют детали, факты и связи между ними; вероятно, им захочется ознакомиться с реально применяемыми при обучении вождению методическими подходами и досконально разобраться в них;
• вдумчивые: подготовленный список будет похож на результаты работы предыдущей группы с тем отличием, что в данном случае не будет места категоричным оценкам (при этом приводится множество альтернативных вариантов, целесообразность применения которых предлагается оценить на «безопасной площадке»). Кроме того, не последнее место отводится способности инструктора внимательно относиться к ученику и сохранять терпение.

6. Попросите присутствующих привести собственные примеры из частной жизни или трудовых отношений, в которых проявляется различие в применение данных стилей.
7. Начните дискуссию о значении для целей более эффективных профессиональных или личных взаимоотношений коммуникаций, построенных на стиле, свойственном не вам, а собеседнику.
8. Учитывая особенности каждого из указанных стилей, перечислите тe коммуникационные техники и стратегии, применение которых наиболее уместно в каждом конкретном случае:

• прямой стиль: сразу переходите к делу; делайте акцент на видении вещей в целом и ожидаемых итогов; не вдавайтесь в детали;
• убеждающий стиль: акцентируйте внимание на человеческом факторе; всем видом демонстрируйте энтузиазм; добивайтесь взаимоотношений на межличностном уровне, общайтесь;
• логичный стиль’ будьте внимательны к мелочам, подход должен быть системным, последовательным, рациональным;
• вдумчивый стиль: оставьте место для примечаний, оговорок, самых разных «но»; не настаивайте на немедленном действии; допускайте наличие эмоционального аспекта, принимайте его в расчет наряду с другими факторами.

9. Попросите присутствующих описать человека, с которым, по их мнению, сложнее всего наладить коммуникации. Спросите, что они думают по поводу тех стилей общения, которые не совпадают с их представлениями о « правильном » стиле. После этого попросите участников подготовить вероятный сценарий диалога с таким «идейным оппонентом» и сделать предположения о том, как можно было бы изменить технику коммуникаций, чтобы лучше соответствовать стилю этого человека. Всей группой рассмотрите хотя бы небольшую часть выработанных решений.

Рубрики: Деловая психология

Leave A Reply

Your email address will not be published.