ЖУРНАЛ JV-journal

Комплексный подход к определению природы феномена правового восприятия, как социокультурного явления.

Исследование феномена правового воспитания (ПВ) на принципах синтетического, собственно онтологически-ценностного подхода дает возможность квалифицировать его как социокультурное явление, которое интегрирует три основополагающих измерения человеческого бытия: тип соотношения человека и общества, характер культуры и тип социальности. Они проявляются в социокультурном смысле основополагающими, такими, которые не сводятся друг к другу и не выводятся друг из друга, но при этом они являются взаимоувязанными и такими, которые влияют друг на друга.
Исходя из этого, доказывание сущностной природы ПВ как социокультурного явления с необходимостью предусматривает выяснение характера отношений и взаимосвязи правовой культуры и общества через: понимание его социокультурных принципов как сферы между культурой, в частности правовой, и социальностью, интерпретацию этих принципов сквозь призму репрезентации общества в виде социокультурной системы, которая возникает и изменяется в результате активного взаимодействия субъектов правовой системы, и, наконец, понимания социокультурного как сферы, которая определяется правопредопределяющим характером единства всех элементов социума как целостного способа бытия и воспроизводства социальности через влияние феномена права как системообразующего фактора.
Именно комплексный подход к определению природы феномена ПВ как социокультурного явления позволяет понять сущность права как универсально стойкого антропологически отмеченного качества человеческого бытия, которое предопределяет его историческую динамику, своеобразие форм и содержания социальности и культуры этносов. Этот подход конкретизируется в виде нескольких принципов, совокупность которых дает возможность понять любое общество как определенную правокультурную систему.
Основополагающим среди них можно считать принцип, который определяет статус человека как правокультурного существа. Действительно, человек подтверждает этот статус, действуя как творческий правосубъект. В этом смысле природа человека проявляется через его правокультурный аспект. Субъект права появляется принципиально другим существом бытия именно через взаимодействие из себе подобными, что всегда требует от него сознательного волеизъявления, которое является самым существенным признаком фундаментально родового социокультурного явления человеческого бытия.
Следующий принцип - взаимопроникновение культуры и социальности сквозь консолидирующую правовую плоскость их существования. Этот принцип утверждает наличие феноменов правовой культуры и правопорядка в виде их соотношения как содержания и формы для любого человеческого сообщества и выявляет их постоянную взаимосвязь и взаимовлияние на фоне не сводимости одного к другому и не выводимости одного из другого.
Применение же принципа социокультурного баланса позволяет определить пути достижения оптимального использования потенциала разных компонентов правовой системы социума, что находятся в состоянии социокультурной трансформации как условия развития гражданского общества. Другими словами, в этом случае именно путем оказания правовоспитательного влияния на общество через адекватную требованиям времени систему правокультурных ценностей может быть обеспечено удовлетворение противоречивых потребностей и интересов граждан, мотивирована правовая активность в области их участия в государственно-созидательном процессе.
Только опираясь на отмеченные принципы, можно представить наше общество как самодостаточную социокультурную систему, способную воссоздать ее правовоспитательную подсистему в принципиально новом формате государственно-созидательного процесса, подчиненном коренным правокультурным императивам верховенства права и равноправия субъектов права и тому подобное.

Рубрики: СТАТЬИ ЮРИСТОВ

Leave A Reply

Your email address will not be published.