ЖУРНАЛ JV-journal

Образовательный курс финансового управляющего ч

Образовательный курс финансового управляющего ч.1

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2005

Финансовый менеджмент является важнейшим инструментом экономического развития и усиления конкурентных позиций российских компаний на рынке. Признание высокой эффективности финансового менеджмента в развитии бизнеса предопределило его востребованность и на рынке образования. Финансовый менеджмент как учебная дисциплина сегодня занимает ключевое место в учебных планах подготовки студентов экономических специальностей, слушателей МВА не только западных, но и российских высших учебных заведений и бизнес школ.

Введение. Место и роль финансового менеджмента в управлении компанией.
Тема 1. Формирование собственного и заемного капитала компании.
Тема 2. Управление финансовой структурой капитала компании.
Тема 3. Управление активами компании.
Тема 4. Управление финансовыми результатами компании.

Цель лекций - расширить знания читателей об основных моделях финансового менеджмента и показать направления их использования при принятии управленческих решений в области финансово-хозяйственной деятельности компании.

Лекции нашей рубрики предназначены для экономистов и менеджеров компаний, желающих в систематической форме рассмотреть основные методы управления финансами.

ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ

Финансовый менеджмент - это система управления финансовыми потоками компании, которые кроме денежных потоков включают оборот ценных бумаг и других финансовых активов<*>. Схематично финансовый менеджмент можно представить следующим образом (рис. 1).

<*> Финансовые активы - это средства в российской и иностранной валютах, легко реализуемые ценные бумаги и денежные контракты, характеризующие экономические отношения компании с другими хозяйствующими субъектами.

Рис. 1. Схема финансового менеджмента

Процесс управления финансовыми потоками начинается с определения цели функционирования компании на рынке. К основным целям относятся:

повышение благосостояния работников и или управленческого персонала и т.п.

Определение цели - сложный процесс. Схематично он представлен на рис. 2, где показана взаимосвязь целей компании с целями финансового менеджмента, степень достижения которых оценивается набором финансовых показателей.

Рис. 2. Взаимосвязь общих и финансовых целей компании

Финансовые цели носят подчиненный характер по отношению к основной цели компании, выбор которой в свою очередь определяется стадией жизненного цикла компании. Так, в начале приоритет отдается целям выживания и сохранению позиций на рынке. Этим общим целям соответствуют такие финансовые цели как минимизация финансовых рисков и снижение стоимости привлечения финансовых ресурсов, так как запас финансовой прочности компании на первом этапе развития еще невелик. С развитием компании и усложнением форм организации бизнеса она постепенно ориентируется на цели максимизации прибыли, расширения сегмента и увеличение стоимости компании.

В процессе формирования своей цели компании должны:

учитывать цели потребителей и клиентов, обеспечивая производство товаров и услуг, удовлетворяющих дифференцированный спрос различных групп покупателей;

гарантировать сохранение и возврат капитала инвесторов;

обеспечивать такой уровень доходов в результате собственной финансово-хозяйственной деятельности, который позволил бы обеспечить выплату заработной платы сотрудникам в соответствии с тарифным соглашением (коллективным договором), удовлетворить материальные запросы менеджеров в соответствии с их вкладом в достижение финансовых результатов компании, выплатить дивиденды, бонусы и т.п.

Кроме того, при формировании целей компании должны учитываться цели государства и общества.

У каждой цели существуют свои носители интересов и свои критерии достижения. Выбор критерия достижения цели управления финансами связан с оценкой не только внутренних, но и внешних факторов. Он осуществляется на основе учета условий функционирования компании на рынке и системы финансовых показателей, используемых менеджментом компании. Неточная оценка факторов, определяющих внешнюю и внутреннюю среду функционирования компании на рынке, приводит к постановке цели, неадекватной реалиям современного этапа деятельности компании.

Финансовый менеджмент, как целостная система управления финансовыми потоками компании, использует следующие методы управления: анализ, планирование и контроль.

Реализация данных методов осуществляется организационной структурой компании, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных подразделений. Для крупных компаний характерно выделение самостоятельного финансового отдела, возглавляемого вице-президентом компании по финансам или финансовым директором. Финансовый отдел, как правило, включает бухгалтерию и финансовую службу (рис. 3). Остановимся более подробно на основных функциях финансового отдела (табл.1).

Функции финансового отдела

Рубрики: Общая категория

Leave A Reply

Your email address will not be published.