ЖУРНАЛ JV-journal

Общество как источник возникновения правового сообщения.

В любом из подходов к пониманию правового сообщения выделяется одно из основных коммуникативных заданий - понимание или влияние (говоря терминологией коммуникативной философии, в частности теории речевых актов Дж. Остина, - иллокутивность или перлокутивность). Поскольку правовое сообщение является одним из видов социальной информации, которая имеет приказной характер, оно информирует социальных субъектов не только о желательном типе личного и общественного поведения, но и о последствиях нарушения правил, требований, указаний, а следовательно, принадлежат к перлокутивному типу вещания. Коммуникативный результат правового вещания зависит от целого ряда факторов, которые можно включить в общепринятую схему "адресант - канал передачи информации - адресат", которую по-разному дополняли и уточняли, однако от того ее суть не изменялась: кто-то каким-то образом передавал информацию кому-то. Проанализируем составляющие процесса движения правового сообщения детальнее.
По большей части все коммуникативные схемы начинаются из адресанта, именно он является источником возникновения информации. Однако в случае с правовым сообщением его источником является не право-творец, а то, что находится вокруг него, окружение, откуда он берет информацию для обобщения и унификации типов правовых случаев, поступков, действий, событий, явлений и т. д. Источником возникновения правовой информации в зависимости от теории происхождения права считают: 1) норму права (позитивизм); 2) идею права (естественное право); 3) общественные отношения (социологический подход); 4) эмоции и стремление членов сообщества (психологический подход); 5) социальные ценности (аксиологический подход); 6) потребность урегулирования отношений между людьми (инструментальный подход); 7) детерминованность, причинно-следственность условий жизни (генетический подход); 8) совокупность общественных явлений (системный подход); 9) общественно экономический отбор (классовый подход); 10) догму права (аналитический подход); 11) язык как средство общения (лингвистический подход); 12) поведение как способ существования (бихевиористский подход) и тому подобное. Можно продолжить этот перечень концепций правопонимания, однако перспективной есть интегративная концепция права, что заключается в сочетании всех предварительно названных и многих других теорий и предусматривает восприятие его (права) как совокупность всех правовых феноменов (позитивное), согласованных с естественностью мироздания (естественное), упорядоченных в соответствии с эмоционально-волевыми стремлениями отдельного субъекта и сообществом в целом (индивидуально- и коллективно-психологическое) с учетом условий социокультурного пространства (социальное), доминирующих в нем ценностных ориентиров (аксиологическое) и научных догм (аналитическое), изложенных в словесной форме с целью формирования социально желательного типа поведения (вербально-бихевиористское) и упорядочения общественных отношений (инструментальное) на основе морали и повинности (морально-этическое) и тому подобное. То есть источником права, а следовательно, и правового сообщения целесообразно считать всю совокупность явлений, действий, событий, эмоционально-волевых, вербально-поведенческих и ценностно-нормативных проявлений субъекта как члена социального сообщества, которое символично можно передать понятием "общество". Следовательно, согласно интегративному подходу, источником возникновения правового сообщения является общество.
Однако должны заметить, что возможные случаи, когда общество устраняют от процесса правотворчества, это зависит от типа организации самого общества (точнее от формы государства, а еще точнее - от формы правления в нем). Скажем, недемократический политико-правовой режим государства основным законодательным органом признает единоличного правителя (вождя племени или абсолютного монарха) или ограниченный тоталитарно-авторитарным влиянием руководителя так называемый коллегиальный орган (конституционно утвержденный как представительский, но сориентированный на политическую, расовую, религиозную и другого вида нетерпимость). Не удаваясь в детальный анализ правотворческих органов государства с недемократическим политическим режимом, отметим лишь, что при таких условиях схема правовой коммуникации и движения правовых сообщений становится ограниченной и тогда адресантом будет только законодательный орган.

Рубрики: СТАТЬИ ЮРИСТОВ

Leave A Reply

Your email address will not be published.