Позитивистский подход к воспитанию в целом и правовому воспитанию

0
94

Позитивистский подход к воспитанию в целом и правовому воспитанию

Позитивистский подход к воспитанию в целом и правовому воспитанию (ПВ) в частности основывается на натуралистических принципах: согласно взглядам его основателя О. Конта человек — это представитель рода, ему присущий социальный инстинкт. Именно на этот инстинкт, считает философ, надлежит опираться в воспитании, которое имеет не только целеустремленные, но и спонтанные формы (семейное воспитание, благодаря которому ребенок приучается к жизни в социальном организме, которым является общество). Главное назначение человека — служение общественному благу. Основными ориентирами воспитания являются «порядок» (способ социального бытия) и прогресс (цель социальной жизни).
У основоположников позитивизма много общего с установками представителей Нового времени — это прежде всего стремление превратить общественную жизнь средствами воспитания. Но человек и общество мыслятся уже не по аналогии с механическими строениями, а как естественные организмы, которым присущие инстинкты.


Другим вариантом авторитарного типа воспитания является марксизм. В методологическом плане он ориентируется на принцип деятельности. В отличие от представителей классической философии в К. Маркса главным качеством человека считалась не умность, а предметно-чувственная превращающая практическая деятельность человека как субъекта. Человек появляется как предметное, социально деятельное существо. Социальность — основа его разнообразной жизнедеятельности. В основе философии воспитания находилась диалектико-материалистическая методология, по которой советскими философами была разработанная теория коммунистического воспитания. Отмечалось, что все направления воспитания имеют идеологическое содержание, поскольку они являются средством идеологической подготовки человека к выполнению им социальных функций, вооружают его целями и убеждениями для деятельности в разных областях общественной жизни. Целью коммунистического воспитания считалось формирование всесторонне развитой личности. Основными направлениями формирования нового человека определялись идейно-политическое, трудовое и моральное воспитание. Комплексный подход рассматривался как условие диалектического единства воспитания и самовоспитания личности. Например, в моральном воспитании самовоспитания было призвано превратить нормы морали на привычки, которые бы закрепили определенные убеждения человека. В действительности же это была утопическая стройная программа формирования человека тоталитарного типа, в котором черты неповторимой индивидуальности отметались на периферию человеческого бытия. Благодаря этой системе в западных изданиях встречались такие оценки системы ПВ в Советском Союзе: «дисциплинирующий тренинг», «формирование конформистов», «правовая лимитация поведения», «идеологический контроль над сознанием». При этом следует отметить, что ПВ как понятие, которое давно вошло в научный обиход в СССР и получило признание в советской (и хранит свое значение в постсоветской) литературе, не используется на Западе. В определенной степени его аналогами являются понятия «становление правового чувства», «формирование правовых представлений», «правовая социализация личности», «развитие гражданского сознания». Такое терминологическое несовпадение нуждается в осмыслении, выявлении того, насколько существующая система ПВ отвечает условиям формирования правовой государственности, с одной стороны, и в каком направлении она должна трансформироваться — с другой.