ЖУРНАЛ JV-journal

Проблема определения правовой реальности средствами языка на основе взглядов Р. Якобсона

Русский лингвист, который жил и работал в США, Р. Якобсон сумел передать традиции структурализма советской семиотике. По его мнению, "все современное искусство, используя абстракцию и многозначность часовых и зрительных перспектив, отмечает взаимосвязь обозначителя и обозначаемого, сосредоточивается не на объектах, а на отношениях обозначителей. Здесь идет речь о важности контекста восприятия сообщения, условий контакта информации с адресатом, кода и способа раскодирования. Особенное значение имеет его идея об идентификации риторических фигур, метафоры и метонимии как моделях для двух основных путей организации дискурса, которые можно найти в каждом виде культурной продукции. Право, однозначно будучи продуктом культуры, также в известной степени является риторическим, предлагая такие стилистические конструкции, которые предусматривают только подтвердительную информацию, правда, без художественной описательности, но от того не менее мастерски сформулированные.
Французский этнолог-структуралист К. Леви-Строс в сферу семиотики ввел антропологию, акцентируя на умственных способностях человека и их общественных проявлениях. По его мнению, и обозначители и обозначаемые (какие он называл базовыми элементами мифа) приобретают значение во взаимосвязи культурных кодов и общественной практики, которая сориентирована на решение социальных конфликтов. При этом он предоставлял преимущество моделям, которые создаются через выделение типичных отношений в бинарных оппозициях в той или другой культурной сфере. Для Леви-Строса значения возникают при изменении выделенных отношений. То есть нормы права приобретают значение при трансформации определенного вида правоотношений, для урегулирования которых они и созданы; без этих отношений нормы права просто есть обозначителями вероятных обозначаемых (действий, событий, фактов или явлений) и только с момента их реализации приобретают общественное значение. К тому же все составляющие части системы взаимозависимые, ни один элемент не может быть изменен без сущностного изменения всех других элементов (как это есть в правовой системе).
Структуралистские тенденции восприятия языка как формообразующего средства человеческой души ярче всего воссоздал Ж. Лакан. Его идея, что субъект представляется обозначителем, а сам он является отсутствием обозначителя, и это отсутствие творит пустоту в символическом мире, стала общей аллегорией субъективности развертывания (интерпретации, раскодировки) обозначителя в момент идентификации человека с окружением. По мнению Лакана, человек является "заключенным в игре". Согласно этому, все общество - это своеобразное поле для игры, и войти у нее можно, оценивая собственную ситуацию и сравнивая ее с условными отметками (требованиями и надеждами) других игроков, расшифровуя их реакции и проектируя эти реакции на себя, чтобы просчитать правильный выбор дальнейшего поведения в игре.

Рубрики: СТАТЬИ ЮРИСТОВ

Leave A Reply

Your email address will not be published.