ЖУРНАЛ JV-journal

Проблема определения правовой реальности средствами языка на основе взглядов Ю. Лотмана

Подход к функциональности знаков развили русские ученые. В частности, Ю. Лотман функцией считал само значение, а не знак. Он доказывал, что значение - это функция внутренней структуры текста и внешнего кодируемого воспроизводства, которые передают информацию адресату, а тот, со своей стороны, может дальше структурировать ее на свое усмотрение и кодировать уже ему понятными кодами. Именно это происходит с нормами права, значение которых выполняет свойственную им функцию передачи правовой информации адресату (социальному субъекту), а тот воспринимает ее, интерпретируя в собственных действиях и поступках, которые являются также знаковыми для других участников правоотношений.
Основная идея семиотики Ю. Лотмана - идея "вторичных моделирующих систем", которыми он называл все культурные системы, кроме языка (он, по его мнению, является "первичной моделирующей системой"). То есть благодаря языковым средствам человек обозначает объекты реальности, классифицирует их по сферам функционирования (искусство, политика, право, мода, религия и т. д.), а уже сами объединения таких отмеченных понятий моделируют собственную систему, уникальную в своей тематике и в то же время открытую для взаимодействия с другими системами. Причем Лотман делит эти системы на вербальные и невербальные: вербальные (к которым, кстати, принадлежит и право) сориентированы на будущее, а невербальные (иконические) - на прошлое, которое они воспроизводят. То есть право можно считать вербальным культурным текстом, который представляет определенную модель действительности. А научные тексты по исследованию права являются одновременно попыткой познать сферу права (инструмент изучения правовой культуры) и фактом его бытия (составная часть этой культуры).
Здесь стоит вспомнить также исследование фундаментальной доктрины знаков (в противовес теории или науке) Дж. Деле, в которых идет речь о трех моделирующих семиотических системах, которые выплывают из эволюционного становления семиоза. Первичной моделирующей системой он считал стадию естественных знаков, которые функционировали на уровне человеческих инстинктов и связанных с ними эмоций (в этом случае идет речь о первичной реакции на раздражитель еще до человеческого общества). Вторичная моделирующая система - вербальная, где в качестве знака выступает слово как заменитель объектов реальности. Третья моделирующая система - это культура, знаки которой находятся в когерентной связи между собой и таким образом поддерживают целостность языка как системы знаков через социальную коммуникацию.

Рубрики: СТАТЬИ ЮРИСТОВ

Leave A Reply

Your email address will not be published.