ЖУРНАЛ JV-journal

Проблема определения правовой реальности средствами языка на основе взглядов Ж. Дерида

Ж. Дерида, который сумел сопоставить два основные оппозиционные дискурса середины ХХ в. - структурализм и феноменологию, - бросил вызов всем коммуникационным моделям языка, которые берут в скобки операцию опосредствования обозначителя и привязывают значение к определенной цели. В своей модели, которую он назвал "метафизикой присутствия", Дерида структурировал бытие по направлениям свойств (название или определение - как свойство человека, значение - как свойство языка, субъективность - как свойство самого проявления), актуальностей (компетентности, знания правил "правильной" лингвистической деятельности") и чистоты (освобождение значения от любой контаминации). Согласно этой модели, правовые обозначаемые (теории, факты, события, явления - все, что может быть объектом определения) должны характеризоваться своими свойствами, уместностью и аконтиминационностью (чистотой). В этом контексте определение - это основное свойство законодателей, значение - свойство каждого термино-понятия, письменное воспроизводство - свойство обозначителя, субъективность - свойство единичного в праве, объективность - свойство общего в правовой действительности, организованность - свойство правовой системы и т. д. Уместность правовых обозначаемых заключается в учете их контекстуальности (зависимости от социоисторических условий), компетентности (осведомленности с правовой ситуацией и возможность адаптации ко всем ее нюансам), компетенции (полномочия эпизодически представлять правовую действительность), приемлемости (признание правовым сообществом как таковых, что отвечают его требованиям), необходимости (объективной закономерной связи между явлениями сферы правоотношений) и др. А вот касательно аконтиминационности правовых обозначаемых возникает сомнение: с одной стороны, каждое отдельное обозначаемое должно оставаться "чистым", не приобретая признаков другого обозначаемого, чтобы сохранить свое сущностное значение; а с другой - пребывание в тесном взаимодействии со всеми обозначаемыми (это основа системности права) не может сделать невозможным процесс конвергенции, приобретения подобных признаков в результате пребывания в одном правовом пространстве и приспособления к этим одинаковым условиям.
Придерживаясь метафизической концепции Ж. Дериды, право как совокупность обобщенных понятий, которые воспроизводят конкретные правовые явления, можно назвать "белой мифологией", символическим языком, который искусственно образован через потерю естественности и приобретение абстрактности. Но в этом и заключается ценность права: не конкретизируя правовые обозначаемые, обозначители в то же время касаются всех социальных субъектов в целом, то есть они считаются универсальными.

Рубрики: СТАТЬИ ЮРИСТОВ

Leave A Reply

Your email address will not be published.