Психология конфликта. Как использовать в мирное время.

В ходе взаимодействия и общения людей в обязательном порядке возникают всякого рода противоречия. В момент предельного обострения всевозможных разногласий происходит уже конфликт интересов или межличностный конфликт. Это нормальный вид взаимоотношений, противодействие сторон ради достижения определенной цели. При цивилизованном подходе, приносит немалую пользу, ведь только в споре рождается истина.
Виды конфликтов.
Существует два основных вида конфликта:
1. Внутренний конфликт, это периодическое или постоянное состояние неудовлетворения собой. Как правило, в связи с наличием противоречия своих моральных и душевных ценностей, желаний и возможностей. Что порождает возникновение неврозов, депрессий, стрессов и т.д.
2. Межличностный конфликт, обусловлен разногласиями в коллективе, по причине несовместимости взглядов, целей, требований, стремлений.
3. Межгрупповой конфликт, имеет большие диапазоны, затрагивает столкновение интересов целых коллективов, обществ, социальных групп и т.д.
Это неполное определение ситуаций, существует еще много подвидов различных по формам, масштабам, количества вовлеченных лиц и других факторов. Если процесс протекает конструктивно, то помогает развивать связь между людьми от конфронтации до коммуникации. То есть, показывает и отображает возникающие в ходе общения противоречия, выявляет суть напряженности отношений, причину несовместимости позиций, мотивов. В идеале, он призван найти компромиссные решения, определить единую позицию и решив спорный вопрос, прийти к общей цели. В противном случае нельзя исключить негативный сценарий отношений.
В зависимости от сфер возникновения конфликтов, их можно разделить на: бытовые, деловые, социальные. По источникам вспышек выделяются: деловые, эмоциональные. Безудержные эмоции – самая распространенная причина бурных выяснений отношений. По динамике развития противостояний, бывают острые, затяжные и вялотекущие.
Типы конфликтных личностей.
Много зависит от личностных качеств как участников, так и «группы поддержки». В психологии различаются несколько основных типов личности, чья модель поведения способствует развитию скандальных ситуаций.
1. Демонстративный тип, чаще наблюдается у холериков. Они любят быть в центре внимания, эмоциональны. Причем эмоции всегда преобладают над рациональным смыслом в поведении. Не стесняются и особо не подбирают тон, выражение и уместность речи. Легко приспосабливаются к любой обстановке. Склонны к поверхностным конфликтам, что называется: « из мухи слона….»
2. Регидный тип, бесцеремонный, честолюбивый, грубый, самовлюбленный. Не умеет слушать. Недоверчив, с завышенным чувством справедливости, но только в отношении себя. Критику в свой адрес, воспринимает как обиду или личное оскорбление. Крайне конфликтная личность.
3. Неуправляемый тип, импульсивный, не предсказуемый, без признаков самоконтроля. С вызывающим, агрессивным поведением, с высоким мнением о себе. В своих проблемах всегда обвиняет других. Неинтересный собеседник, не умеющий слушать. В обществе его обычно избегают, из – за агрессии. Пользы от него коллективу никакой, да и самому в жизни приходится туго.
4. Сверхточный тип, слишком требователен, даже придирчив к себе и окружающим, Недоверчив, подозрителен, склонен к повышенной тревожности, бессоннице и неврозам. Эмоционально сдержан, мнителен. Любит все идеализировать, слишком страдает, если что — то идет не так. Очень чувствителен к оценкам начальства. Часто производит впечатление зануды.
5. Бесконфликтный тип, имеет низкую самооценку, легко внушаем. Не имеет обычно своего мнения, от споров и конфликтов старается уходить, чтобы снять с себя ответственность, бывает непоследовательным. Не умеет анализировать ситуацию, живет одним моментом.
Профилактика и разрешение конфликтов.
Только проанализировав и верно оценив любую напряженную ситуацию можно прекратить конфликт на ранней стадии и предотвратить уже затянувшийся. На психологическом уровне можно использовать методы убеждения, внушения, авторитета и др. Как способ решения проблемы применимы: компромисс, избегание, кооперация, приспособление и т.д. Например, проблему отцов и детей можно решить, объединившись с ребенком, проникнув его интересами, а можно для убеждения использовать родительский авторитет. Результаты предсказуемы и объяснимы.
Каждый человек уникален, все абсолютно разные и никто не должен быть таким, каким его хотят видеть. Но научится взаимодействовать с таким разнообразием характеров, нужно. Хотя бы чтобы просто хорошо разбираться в людях. Зная основы психологического поведения людей, достичь этого гораздо легче. Опять — таки, полезно для самосовершенствования. Ведь знания лишними не бывают, а возможность использовать их на благие цели, способность, данная только самодостаточным, образованным и сильным личностям, которым с проблемами внутреннего конфликта никогда не придется столкнуться.

Рубрики: Деловая психология

Leave A Reply

Your email address will not be published.