ЖУРНАЛ JV-journal

Рог изобилия не для всех, или Кто будет управлять финансовыми потоками госкорпораций

Рог изобилия не для всех, или Кто будет управлять финансовыми потоками госкорпораций

Личный взгляд аналитика Павла Мартынюка

В настоящий момент в Правительстве РФ обсуждается вопрос об ограничении списка банков, в которых могут храниться государственные средства. Об этом стало известно в конце марта 2016 года. Однако понятие «государственные средства» довольно широко и каких именно потоков коснется инициатива пока не известно. О том, кому достанется «рог изобилия» госкорпораций, личным мнением поделился экономист, старший аналитик Национального Рейтингового Агентства Павел Мартынюк:

«По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, пока речь идет только о средствах компаний, имеющих статус «госкорпораций». Напомним, что государственная корпорация – это организация, созданная для осуществления социальной, управленческой и иной общественно значимой деятельности, и, хотя имущество данных организаций сформировано взносами со стороны Государства, у госкорпораций и государства нет солидарной ответственности по обязательствам друг друга. К таким организациям относятся, к примеру, Внешэкономбанк, Ростехнологии, Росатом, Роснано, АСВ и др.

Объем средств данных организаций составляет по разным оценкам около 600 млрд руб. именно эти средства собираются размещать в банках с капиталом выше 25 млрд руб. и попавших при этом в программу поддержки капитализации банков со стороны АСВ через передачу в их капитал ОФЗ.

Негативные последствия могут на себе ощутить несколько средних либо более мелких банков (с капиталом значительно меньше 25 млрд руб.), которые либо исторически создавались при госкорпорациях либо были приобретены ими, либо тесно связаны с их топ-менеджментом.

Таким образом, мы приходим к выводу, что прямой эффект от законодательного регулирования перечня кредитных организаций, имеющих право обслуживать финансовые потоки либо хранить на депозитах средства госкорпораций, не будет носить резонансного характера и не затронет деятельность значительного числа кредитных организаций. Наибольший интерес в этой связи вызывает тот несистемный эффект, который может оказать данная инициатива на перераспределение средств компаний, находящихся в государственной собственности, но не имеющих статус «госкорпораций». Ведь не секрет, что наиболее консервативно настроенные ведомства, муниципалитеты и представители компаний в государственной собственности последуют правилам, написанным для госкорпораций. В данной логике инициатива правительства РФ может затронуть более широкий круг кредитных организаций. Наиболее пессимистичным развитием событий (для большого числа средних и более мелких банков) может стать ситуация, в которой инициатива Правительства получит развитие в виде законодательного ограничения перечня банков, имеющих право работать со средствами бюджетов, внебюджетных фондов, обслуживать финансовые потоки муниципалитетов либо компаний, находящихся в государственной собственности. Если инициатива будет касаться регулирования финансовых потоков акционерных обществ либо иных компаний с мажоритарной долей государства, то в банковской системе России произойдут серьезные изменения в распределении сил и конкурентного преимущества.

По данным на 1 марта 2016 года объем средств госкомпаний свыше 300 млн руб. находился более, чем в 80 кредитных организациях, еще в 35 банках средства госкомпаний составляли от 100 до 300 млн руб.

В этой связи остается надеяться, что в обозримом будущем подход к определению перечня надежных банков, допущенных к государственным средствам, будет более лояльным т.е. не завязанным на масштабы бизнеса кредитной организации, размер его капитала либо активов, а будет основываться на оценке их кредитоспособности, эффективности управления собственными рисками и их способности вести прибыльную деятельность без риска потери клиентских средств.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Павел Мартынюк, старший аналитик НРА. Образование: Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону) по специальности «Математические методы и исследование операций в экономике» НИУ - Высшая школа экономики, Курс повышения квалификации (1 год), Менеджмент организации Академия PwC по направлению «Управление рисками» Институт банковского дела АРБ, «Программа повышения квалификации «Управление банковскими рисками», «Требования Банка России и лучшая практика по управлению банковскими рисками. Базель II. Базель III. Стресс-тестирование» ММФБШ, Москва по направлению «Риск-менеджмент в условиях финансовой нестабильности». Имеет опыт работы области управления рисками, внутреннего контроля и стратегического управления. К настоящему моменту в сфере риск-менеджмента проработал более 5 лет, занимается оценкой рисков контрагентов из числа финансовых институтов, холдинговых и финансовых компаний, а также эмитентов ценных бумаг. На финансовом рынке с 2007 г. Работает аналитическом департаменте Национального Рейтингового Агентства с 2014 года. Эксперт в области холдинговых и финансово-промышленных групп, слияний и поглощений, ценных бумаг, облигаций, эмитентов, реального сектора (индустриальные компании), банков.

Рубрики: Общая категория

Leave A Reply

Your email address will not be published.