ЖУРНАЛ JV-journal

Социокультурный конспект правовоспитательного процесса

Подчеркивая определенные достижения в исследовании проблемы правового воспитания (ПВ) на современном этапе развития страны, следует отметить, что они преимущественно связаны с рассмотрением его педагогического, антропологического и ценностного аспектов, тогда как весь социокультурный контекст ПВ изучен еще недостаточно.
Рассмотрение ПВ именно в этом контексте с необходимостью предусматривает учет специфики функционирования социокультурной реальности, а также выяснение элементов и факторов, которые детерминируют процессы формирования и социальноисторического воспроизводства ПВ. В связи с этим актуальным научным заданием становится изучение процесса формирования системы ПВ как средства трансляции правокультурных ценностей и идеалов. Следует также обозначить специфику и очертить пути реконструкции социокультурных принципов ПВ в современном социуме.
Определение феномена ПВ в таком контексте предусматривает понимание социума и его институтов прежде всего как социокультурной системы, которая воплощает процессы трансформации, которые приобретают статус социокультурной трансформации и нуждаются в соответствующем методологическом обеспечении. В практике анализа процессов социокультурной трансформации применялись прежде всего формационный и цивилизационный подходы. В частности, формационный подход исходит с когнитивной модели возведения индивидуального к социальному, ведь только таким способом можно понять исторический тип отдельного общества и соответствующую ему правовую реальность. Однако даже при всей значимости такого подхода он не позволяет с полной адекватностью дать ответ на вопрос относительно определения путей конструирования современной модели системы ПВ.
Признавая изъяны этого подхода, М. Вебер, Т. Парсонс и П. О. Сорокин с целью их преодоления обосновали необходимость применения в этой связи так называемого цивилизационного подхода. Его специфика заключалась в отстаивании ими идеи возведения социального к индивидуальному и понимании сущности социализации человека сквозь призму его становления как творческой индивидуальности. Они настаивали на необходимости исследования человеческого сообщества через учет изменений, которые закономерно происходили во внутреннем мире человека, в частности в области его правосознания. Но, к сожалению, возможности такого подхода к изучению феномена ПВ в значительной степени игнорировались в советское время, очевидно, прежде всего, по идеологическим соображениям. Лишь в последнее время дело двинулось с места: появились несколько основательных исследований этой проблематики.
Также следует отметить особенно, что исследователям проблемы ПВ в советское и постсоветское время присущее игнорирование такой составляющей анализа социокультурного контекста правовоспитательного процесса, как этнологический подход, основательно разработанный в частности Л. М. Гумилевым. Использование его возможностей, в том числе приемов антропологической компаративистики, является важными учитывая акцентирование внимания исследователя на феномен этноментальной традиции, в частности правовой, как социокультурного фактора.
Следовательно, условием полноценного изучения ПВ как социокультурного феномена есть, по крайней мере, органическое сочетание всего того лучшего, что содержат в себе как познавательные инструментарии отмеченные подходы. Это значит, что очерченные подходы не должны абсолютизироваться или взаимно исключать друг друга. Поэтому исследование проблемы формирования системы ПВ в современном социуме целесообразнее осуществлять с учетом эвристических возможностей названных подходов, а именно общество надо рассматривать как единство культуры и социальности, что образуется деятельностью субъекта права.

Рубрики: СТАТЬИ ЮРИСТОВ

Leave A Reply

Your email address will not be published.