Правительство выбрало самый простой путь | Юридический портал
Главная / Государство / Правительство выбрало самый простой путь

Правительство выбрало самый простой путь

Правительство выбрало самый простой путь

Увеличение НДФЛ в условиях, когда реальные доходы граждан падают четыре года подряд, нельзя назвать правильным, говорит экономист Игорь Николаев.

В Кремле подтвердили сообщения СМИ о том, что правительство России на одном из первых заседаний после президентских выборов в числе прочих мер обсуждало возможность увеличения ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15 процентов (при введении необлагаемого минимума).
Показать полностью…

О том, с чем связанны такие намерения кабинета министров и как эта мера, в случае ее принятия, отразится на россиянах, обозревателю «Росбалта» рассказал директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

— Чем на ваш взгляд, вызвана сегодня к жизни такая идея, как повышение налога на доходы физических лиц?

— Как известно, нам пообещали увеличение расходов на образование и здравоохранение. В президентском послании такие обнадеживающие слова прозвучали, хотя оно все-таки было посвящено другому — боеголовкам и так далее…

— Насколько велики шансы на то, что расходы на социалку действительно увеличат?

— После того, как стало очевидно, что такое решение (о повышении НДФЛ), как минимум, обсуждается, стало ясно, что шансы на то, что оно будет принято, достаточно велики. Но получается, что все эти дополнительные расходы на здравоохранение и образование будут профинансированы за наш счет.

НДФЛ ведь, как известно, налог не федеральный, а местный. Расходы на образование и здравоохранение в бюджетах регионов значительны. За счет чего-то их надо финансировать, а НДФЛ администрируется хорошо. Цена вопроса — около 600 млрд рублей. Это то, что будет получено дополнительно за счет повышения подоходного налога на два процента.

— Хватит этого на нормальное финансирование социальной сферы?

— Это существенные деньги. За счет них можно прилично поднять финансирование образования и здравоохранения. Другое дело, что никто не гарантирует, что эти средства пойдут на эти цели. Средства, которые мы платим по НДФЛ, «не окрашены». Это ведь не деньги каких-то целевых фондов. Здесь принцип такой, что они идут в общий котел, а дальше (распределяются) в зависимости от того, какое решение принимают власти о том, что и в каких объемах надо финансировать.

Поэтому нет гарантий, что эти средства дойдут до этих статей расходов, хотя региональные бюджеты, как было сказано, в значительном объеме тратятся именно на эти цели.

— А как вы оцениваете саму эту меру — увеличение подоходного налога до 15%?

— Вообще, на мой взгляд, это неправильно. Когда четыре года подряд реальные доходы населения падали, мы теперь будем поднимать НДФЛ! А потом еще и пенсионный возраст собираемся увеличить. Замечу, что только рост доходов населения в этом феврале дает какую-то небольшую надежду на укрепление благосостояния людей. Впрочем, мы понимаем, чем был вызван февральский рост доходов на четыре с лишним процента — президентскими выборами и увеличением зарплат бюджетников.

Сам подход к решению этой проблемы неправильный. Вначале реальные доходы должны начать устойчиво расти. В нынешней же ситуации поднимать подоходный налог — это неверно. Динамика доходов населения должна быть совершенно другой, ситуация с бедностью в стране (напомню, что у нас только по официальным данным 20 миллионов бедных) также должна быть другой. Только после этого подобные проблемы можно начать обсуждать.

— А в принципе само увеличение подоходного налога вы считаете верным?

— Не это правильное решение вопроса. Прогрессивная шкала налогообложения — вот, что нужно, а не повышение общей ставки НДФЛ. Увеличение общей ставки подоходного налога — это решение вопроса за счет всех, а не за счет наиболее богатых граждан.

— Причем мы же понимаем, что бедные ощутят рост НДФЛ на 2% сильнее всего, а богатые этого вообще особенно не заметят…

— Конечно! Для бедных эти два процентных пункта гораздо более весомы, чем для богатых. Поэтому такая мера будет ударом по бедным, небогатым, по среднему классу и станет ярким доказательством того, что правительство не собирается дополнительно обкладывать налогами богатых, чтобы кто не говорил о том, что «это коснется всех». Кстати говоря, я еще год назад, когда велись разговоры о прогрессивной шкале, спрогнозировал, что этим все и закончится. Поговорят-поговорят, а потом возьмут и поднимут общую ставку налогообложения.

Кроме того, надо понимать, что богатые живут не на одну зарплату. Например, предприниматель зачастую удовлетворяет те или иные свои потребности не за счет своих средств, а за счет компании. Это наемный работник удовлетворяет те же личные потребности, скажем, оплату автомобиля или покупку мебели, за счет своей зарплаты. А предприниматель зачастую «вешает» эти расходы на фирму. Только этот момент показывает, что богатые от увеличения подоходного налога вряд ли сильно пострадают.

Кроме того, непонятно, будут ли облагаться налогом доходы от дивидендов. Эта тема вообще не поднимается…

— Правильно ли я понимаю, что повышая НДФЛ правительство признает, что других источников денежных доходов у него нет?

— Мне кажется, что правительство таким шагом скорее признает, что оно готово идти по самому простому и гарантированному пути — так ему проще. Зачем ему еще чего-то придумывать?

Источник: newsland.com

Смотрите также

1 июля вступят в силу поправки в Закон об ипотеке, касающиеся использования электронных закладных

Изменения также коснутся иных законодательных актов, предусматривающие использование в сфере ипотечного кредитования закладных в электронной …