ЖУРНАЛ JV-journal

Управление финансами Общее понятие об управлении финансами

Управление финансами Общее понятие об управлении финансами

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансовой системы всегда направлен на достижение определенных целей, что предполагает организацию некоторой схемы управления. Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации процесса управления финансами.

В наиболее общем виде управление – это взаимодействие субъекта и объекта управления, в процессе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и своим воздействием побуждает его изменять параметры для достижения определенных результатов (целей).

Отсюда управление финансами – это воздействие субъекта управления на финансовые отношения с целью наиболее эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.

Объект управления финансами (то, что подлежит управлению) - это финансовые отношения или фонды финансовых ресурсов. В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций.

Субъекты управления (те, кто управляет – это специальные службы). Каждой подсистеме финансов соответствуют свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают органы законодательной и исполнитель­ной власти; должностные лица, специальные службы и подразделения. В каждой организации имеется финансовая структура: департамент финансов, финансовый отдел. Если компания небольшая, то финансовый сектор, если совсем маленькая, то - главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления, стремятся достигнуть определенного результата в процессе управления. Совокупность организационных структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Методы управления финансами (то, с помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денежных средств). Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое прогнозирование, финансовое планирование, финансовый контроль.

Отдельные авторы выделяют также финансовые рычаги (налоги, таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы, санкции, целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы и др.); нормативно-правовое обеспечение (законы, указы, постановления, инструкции, методические указания); информационное обеспечение.

Цели управления (состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления). Относительно финансов цели управления индивидуальны для каждого субъекта управления. В государственных и муниципальных финансах целями управления могут быть достижение финансовой устойчивости, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, твердой национальной валюте и в итоге сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Для финансов организаций - максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала; обеспечение финансовой устойчивости; снижение дебиторской задолженности и другие.

Финансовое прогнозирование представляет собой научно-аналитический этап работы органов управления финансами.

Финансовое прогнозирование – это процесс предвидения возможного финансового положения государства и других субъектов, обоснования перспективных показателей финансовых планов.

Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, способов их формирования, порядка их использования на долгосрочный период.

Результатом процесса прогнозирования является оформленный финансовый прогноз. Финансовый прогноз – это научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии финансовой системы государства, а также характеристики этого состояния. Прогноз - это предсказание, основанное на определенных данных.

Полученная в ходе прогно­зирования информация позволяет органам управления финансами наметить и проанализировать разные варианты (сценарии) решения задач, стоящих пе­ред различными субъектами финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. Сценарий - модель будущего, в котором описывается возможный ход событий с указанием вероятности их реализации. При использовании сценарного подхода составляются несколько альтернативных вариантов сценария. Обычно наиболее вероятный рассматривается в качестве базового, на основе которого принимается решение.

При прогнозировании финансовых показателей применяется сово­купность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: метод экспертных оценок; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования.

В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды.

Исходя, из прогнозов составляются и утверждаются планы. Причем, научная обоснованность финансового плана предопределяется качеством научного прогноза и его точностью, так как прогноз определяет возможность в рамках которой могут ставиться реалистичные задачи планирования.

Финансовое планирование- это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой либо вытекают из нее.

В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличе­ния, направления их эффективного использования. То есть обычными параметрами, закладываемыми в финансовые планы, являются размеры доходов и расходов, изыскание дополнительных резервов роста доходов и экономии в расходах, установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными денежными фондами и т.д.

Финансовое планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной, достовер­ной, своевременной. Финансовая информация включает в себя бухгалтерские, статистические и оперативные показатели. Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т.е. прогностическая информация.

Финансовое планирование простирается на сравнительно короткий промежуток времени и основано на том, что степень определенности финансово-экономических процессов достаточно высока.

Методы финансового планирования:

- автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции);

- статистический (складываются доходы и расходы за предыдущие года и делятся на количество предыдущих лет);

- метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой). Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями.

В современных условиях при финансовом планировании используются компьютерные техника и технологии, что позволяет значительно ускорить этот процесс, делать многовариантные планы и, в конечном счете, повышать качество финансовых планов.

Результатом финансового планирования является надлежащим образом оформленное управленческое решение, т.е. финансовый план, который представляет собой намеченный на определенный период времени порядок работы.

При всей самостоятельности планирования как элемента управления финансами на государственном уровне финансовое планирование подчинено целям и задачам, определяемым государством в прогнозах экономического и социального развития государства.

Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем 1.

Финансовый контроль - это совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценка эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов, т.е. это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, предприятий, домохозяйств.

Рубрики: Общая категория

Leave A Reply

Your email address will not be published.