Жалобы на действия организаторов торгов рассматриваются антимонопольным органом

Мошенничество в сфере проведения конкурсов и торгов

5. Рассмотрение жалоб на деяния организаторов торгов, проводимых в рамках исполнительного производства либо ... либо см. или в процессе процедур, используемых в деле о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

Устроитель торгов по реализации арестованного имущества обратился в трибунал с заявлением об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, которыми установлены нарушения правил организации и проведения торгов и предписано убрать допущенные нарушения, в том числе отменить протоколы о результатах работы комиссии по рассмотрению заявок для роли в конкурсе, о результатах реализации арестованного имущества, а также объявить и провести новый конкурс.

По воззрению устроителя торгов, антимонопольный орган вышел за границы предоставленных ему возможностей, так как оспаривание торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, должно осуществляться по правилам законодательства об исполнительном производстве.

Арбитражный трибунал первой инстанции отказал в ублажении заявленных требований, указав на последующее.

При выполнении решения суда либо исполнительных документов в порядке исполнительного производства продажа вещей либо имущественных прав должника делается лишь на общественных торгах (пункт 3 статьи 447 , пункт 1 статьи 449.1 Штатского кодекса Русской Федерации (дальше - ГК РФ ). Обозначенные торги в силу пт 1 статьи 449.1 ГК РФ проводятся по правилам, установленным статьями 448 , 449 ГК РФ , если другое не предвидено ГК РФ либо процессуальным законодательством.

Согласно статье 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, делается организацией либо лицом, имеющими в согласовании с законодательством Русской Федерации право проводить торги.

Жалобы на деяния (бездействие) устроителя торгов, оператора электрической площадки, конкурсной либо аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является неотклонимым в согласовании с законодательством Русской Федерации, признаны несостоявшимися, кроме жалоб, рассмотрение которых предвидено законодательством Русской Федерации о размещении заказов на поставки продуктов, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и городских нужд, рассматриваются антимонопольным органом (часть 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ).

Возможности антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры неотклонимых в согласовании с законодательством Русской Федерации торгов, реализации муниципального либо городского имущества установлены пт 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции .

При выявлении нарушений антимонопольный орган выдает устроителям торгов предписания, неотклонимые для выполнения, в том числе об отмене протоколов, составленных в процессе проведения торгов, о внесении конфигураций в документацию о торгах, о направлении уведомления о проведении торгов, об аннулировании торгов (пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Обозначенные положения Закона о защите конкуренции содержат общие правила и распространяются, в том числе на торги, проводимые в рамках исполнительного производства.

В другом деле конкурсный управляющий обратился в трибунал с заявлением об оспаривании предписания антимонопольного органа об устранении нарушений, допущенных при организации торгов по продаже неподвижного имущества предприятия, признанного несостоятельным (банкротом).

Трибунал первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделал вывод об отсутствии у антимонопольного органа возможностей по рассмотрению жалоб на деяния конкурсного управляющего при проведении торгов в целях реализации имущества организации-должника. По воззрению суда, такие жалобы подлежат рассмотрению по правилам Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (дальше - Закон о банкротстве ). Законом о банкротстве установлен особый порядок организации и проведения торгов по реализации имущества, вошедшего в конкурсную массу. При всем этом жалобы на деяния конкурсного управляющего как устроителя нареченных торгов, по воззрению суда первой инстанции, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 60 Закона о банкротстве .

Трибунал апелляционной инстанции с обозначенным подходом не согласился, отказал в ублажении заявленных требований, посчитав доказанным наличие в действиях конкурсного управляющего нарушения пт 10 статьи 110 Закона о банкротстве и части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции .

Как отметил трибунал, на основании пт 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пт 3 - 19 статьи 110 и пт 3 статьи 111 нареченного закона, с учетом особенностей, определенных статьей 139 Закона о банкротстве. Деньги, вырученные от реализации имущества должника, врубаются в состав имущества должника. В силу пт 5 статьи 18.1 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является устроителем торгов, который должен обеспечить равный доступ всех лиц к роли в торгах, в том числе к инфы о проведении торгов, и обеспечить право лиц на роль в торгах без взимания с их платы, не предусмотренной этим законом (пункт 14 статьи 110 Закона о банкротстве ).

Нарушение обозначенных правил тянет последствия, устанавливаемые законодательством. А именно, деяния (бездействие) устроителя торгов, оператора электрической площадки, конкурсной либо аукционной комиссии, которые нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок организации и проведения торгов, в том числе размещения инфы о проведении торгов, подачи заявок на роль в торгах, могут быть обжалованы в антимонопольный орган (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ).

Так как федеральным законодательством предусмотрена возможность такового воззвания в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения таких жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции ) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в процессе проведения банкротных процедур, как следует, антимонопольный орган полномочен выносить предписания устроителям торгов, в том числе конкурсным управляющим, об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции, допущенных при организации и проведении торгов.

(По материалам судебной практики Президиума Высшего Арбитражного Суда Русской Федерации, Арбитражного суда Поволжского окрестность, Арбитражного суда Уральского окрестность)

См. другие объяснения, находящиеся в Обзоре судебной практики: